Методическая копилка

Игры  с песком

Консультация учителя-дефектолога

ГУО «ЦКРОиР Крупского района» Рыбачёнок С.В.

Игры  с песком:

-для развития диафрагмального дыхания: 

При выполнении данных упражнений, слежу, чтобы дети вдыхали воздух через нос, а выдыхали плавно и медленно, через рот.

«Длинная дорожка»- ребенок рисует небольшой домик, а от домика выдувает через трубочку дорожку. Потом по этой дорожке едет машинка. И здесь же отрабатывается  образование  префиксальных глаголов (машина подъехала, переехала…)

«Ровная дорожка»- воздушной струей выровнять нарисованную ранее дорожку, чтобы машинка могла проехать.

«Секрет» - заранее под песок прячут картинку. Ребенок трубочкой сдувает песок и угадывает, что нарисовано. Картинки могут быть на нужный для автоматизации  звук.

-для регулирования мышечного тонуса, мелкой моторики:

«Что спрятано?»- поместить две руки в песок, нащупать геометрическую форму, предварительно там спрятанную, и назвать ее.

«Пальчики играют»- положить руки на песок, поднимать пальчики, сначала симметрично на двух руках, затем поочередно  на правой и левой руке.

«Кулачки»- положить руки на песок, расслабить их, затем сжимать и разжимать кулачки.

Рисование различных рисунков указательным пальцем ведущей руки.

Рисование двумя указательными пальцами рук, при этом развивается межполушарное взаимодействие.

    

-для автоматизации звуков:

«Змейка»- пальчиком рисовать извилистую линию и шипеть, как змейка.

«Моторчик»- рисовать дорогу для машины и длительно произносить звук –р-.

«Спрячем в домик»- нарисовать домик, затем найти из различных мелких игрушек те, в названии которых есть отрабатываемый звук, назвать правильно эту игрушку и «спрятать» в нарисованный домик.

-для развития фонематического слуха:

«Спрячь, если услышишь»- ребенок прячет руки в песок, когда услышит заданный звук.

«Подарки для Шуры и Сони»- картинки спрятаны под песком, ребенок находит и решает, кому дарит картинку Шуре или Соне (дифференциация звуков –ш- и –с-).

«Покатай на машине»- ребенок рисует машину и выбирает фигурки или картинки с заданным звуком.

-для формирования слоговой структуры слова:

«Ладошки»- ребенок произносит слово  по слогам и на каждый слог делает отпечаток ладошки.

«Придумай слово»- ребенок сам чертит полосочки (кружочки, точечки) и придумывает слово, в котором столько же слогов.

«Я ошиблась»-  ребенок сам чертит полоски, а учитель-дефектолог называет слово, которое не подходит по количеству слогов, ребенок исправляет ошибку и называет нужное слово.

- для расширения словаря,  совершенствования грамматического строя речи:

«Рассели животных»- ребенок  рисует с одной стороны стола - дом, с другой стороны-елку, «селит» фигурки животных, кого в дом, кого в лес  (дифференциация обобщающих понятий).

«Моя машина»- ребенок рисует дом и гараж, затем выполняет различные действия с машиной и озвучивает их («Машина подъехала к дому», «Машина въехала в гараж»…)

«Укрась словечко»- в песке спрятаны различные фигурки или картинки, ребенок достает одну и подбирает опреления к нему.

 -для развития связной речи:

«Вспомни сказку»- ребенок пересказывает знакомую сказку («Колобок», «Теремок») и демонстрирует свои действия, используя необходимые игрушки.

«Сравни»- ребенок находит под песком две игрушки и сравниваеи их.

«Что ты нашел?»- ребенок находит в песке фигурку или картинку и описывает ее.

    

-для развития познавательных функций:

«Кто убежал?»- расставляются маленькие фигурки животных, ребенок должен их запомнить и назвать, кого не стало.

«Лишний»- ребенок по заданию рисует- круг,круг, квадрат и круг, называет какой рисунок нарисовал лишний.

«Повтори за мной»- педагог рисует на песке, ребенок запоминает, все стирается и ребенок рисует по памяти.

свернуть

«Стимуляция сенсомоторного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Консультация учителя-дефектолога

ГУО «ЦКРОиР Крупского района» Рыбачёнок С.В.

 

«Стимуляция сенсомоторного развития

детей с тяжелыми и множественными

нарушениями развития»

 

                                                                                                          Андреас Фрелих

 

Андреас Фрелих разработал целостную концепцию стимуляции детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития. Он назвал ее «Базальная стимуляция». Стимуляция по А. Фрелиху осуществляется во всех областях ощущений (тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых). При этом ведущим на первых порах является пассивное раздражение, осуществляемое взрослым с помощью собственного тела и разнообразных объектов окружающего мира. Термин «базальная» указывает на то, что в данном процессе используются самые простые раздражители (прикасания, поглаживания, покачивания, надавливания, обхваты и др.).

Базальная стимуляция предназначена для детей, у которых самостоятельная сенсомоторная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей.

В основе метода базальной стимуляции лежит представление о пластичности центральной нервной системы. Благодаря этому становится возможным выстроить систему сенсомоторных действий, направленных на активное восприятие окружающего мира. По мнению А. Фрелиха, данная система может обеспечивать уровень восприятия, который мы наблюдаем у здорового ребенка в конце четвертого месяца жизни.

Базальная стимуляция – это попытка обучать на самом элементарном уровне, ее основная цель - обеспечить ребенку:

  • ощущение собственного тела;
  • отделение своего тела от окружающих объектов;
  • использование имеющихся двигательных возможностей;
  • развитие собственной активности (реакции на окружающий мир);
  • установление контакта со взрослым, выполняющим стимуляцию;
  • подготовка ребенка к выполнению простых движений и действий.

В процессе базальной стимуляции происходит моделирование элементарных импульсов и связей, которые составляют основу ощущений и восприятия ребенка.

А. Фрелих исходит из предположения, что самые элементарные аспекты дееспособности человека: движение, восприятие и коммуникация самым тесным образом взаимосвязаны. Поэтому метод базальной стимуляции является комплексным и включает в себя приемы, активизирующие

не только отдельные движения и восприятие ребенка, но также элементы коммуникации и интеракции (взаимодействия).

В области восприятия А. Фрелих различает следующие виды стимуляции: вестибулярную, вибрационную и соматическую.

Вестибулярная стимуляция адресована вестибулярной системе, которая обеспечивает ребенку восприятие и анализ пространственной информации. Первый вестибулярный опыт ребенок получает очень рано, еще до рождения, находясь в утробе матери. Поэтому воздействия на вестибулярную систему не являются для него абсолютно новым опытом. Вестибулярная стимуляция включает в себя изменения положения тела в пространстве и его ритмичные колебания. Вестибулярные стимулы передаются телу, находящемуся в стабильном положении (лежа, сидя). Интенсивность и направление колебательных движений должны соотноситься со скоростью восприятия и обработки информации у конкретного ребенка. Рекомендуется практиковать совместные колебательные движения, они позволяют специалистам хорошо чувствовать детский тонус (его изменения), а детям придают уверенность, снимают ощущение страха. По мнению А. Фрелиха, соблюдение перечисленных требований способствует появлению у пациентов элементов внимания и сосредоточенности.

Вибрационная стимуляция ориентирована на восприятие и обработку звуковых волн телом. У каждого ребенка есть опыт вибрационного восприятия, поскольку с первыми раздражителями подобного рода он сталкивается еще в пренатальном периоде (колебания и шумы внутри и вокруг тела матери). Основным объектом воздействия вестибулярной стимуляции являются кости скелета, они хорошо воспринимают вибрацию и передают импульсы дальше по телу. Эффект вибрационной стимуляции имеет место только при оптимальном положении тела – лежа на спине. При этом нужная поза ребенка фиксируется на твердой поверхности.

Соматическая стимуляция обеспечивает восприятие с помощью кожи, мускулатуры и суставов. В ходе такой стимуляции создаются условия для восприятия собственного тела, своих движений, а также прикосновений.

Соматическая стимуляция базируется на трех основных принципах: симметрии, напряжения–расслабления, ритмизации.

  • Принцип симметрии предполагает симметричное положение тела (особенно это важно для детей с геми- и тетрапарезом), а также симметричное вовлечение в деятельность обеих половин тела, что позволяет воспринимать его как целостное.
  • Принцип напряжения–расслабления указывает на необходимость гармонично чередовать эти состояния тела через изменения его положения или создания искусственным путем определенного его возбуждения.
  • Принцип ритмизации предполагает прежде всего обеспечение определенного ритма дыхания за счет улучшения выдоха, а также гармонизации интервалов между вдохом и выдохом.

Говоря о коммуникации, А. Фрелих указывает на необходимость устанавливать контакт с детьми при стимуляции любой из названных областей восприятия. С одной стороны, он подчеркивает роль коммуникации в обеспечении связи между чувствами, восприятием и движением. С другой стороны, показывает влияние двигательных возможностей на становление коммуникации ребенка. А. Фрелих отмечает, что невозможно выражать свои впечатления от восприятия без соответствующих двигательных способностей.

По мнению А. Фрелиха, можно выделить 7 сфер коммуникации: визуальную, тактильную, вибрационную, термическую, соматическую, коммуникацию запахами и вкусами. У детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития коммуникация, построенная на взаимодействии с телом, а также на использовании мелодики и тембра голоса, располагает значительно большими возможностями, чем контакт с помощью речи и письма. Значимыми элементами языка тела являются: положение тела, телесный контакт, движения, характер движений, позы, запах, взгляд, выражение лица.

Коммуникация в процессе базальной стимуляции направлена на то, чтобы вызвать у ребенка реакцию на воздействие, правильно эту реакцию интерпретировать и соответствующим образом погасить или укрепить. Очень сложно правильно интерпретировать сигналы тела ребенка, но несмотря на это, надо стараться использовать любую попытку для осуществления двустороннего контакта. В этой связи обязательным требованием реализации взаимодействия является постоянное наблюдение за реакциями ребенка, его лицом, которое должно постоянно находиться в поле зрения взрослого.

Усиление коммуникации в процессе базальной стимуляции должно осуществляться с помощью эмоциональных вокализаций, которые не только сопровождают действия взрослого, но и представляют собой предложение ребенку вступить в вокализированный (звуковой) диалог. Пос-

редством данного диалога происходит обозначение себя, выражение своих чувства и настроений. Обязательным правилом ведения такого диалога является немедленная реакция на произнесенные ребенком звуки, а также обеспечение ему необходимого времени для установления обратной свя-

зи посредством соблюдение речевых пауз.

Опыт работы в области базальной стимуляции свидетельствует, что она может быть органично вписана в режим жизнедеятельности ребенка и сопровождать его обслуживание и уход, например, предварять одевание, купание, кормление и т.д. Специально же организованные занятия,

не связанные с конкретными аспектами жизнедеятельности ребенка, считаются нецелесообразными.

При проведении базальной стимуляции специалисты должны иметь четкую установку по поводу того, зачем они это делают. Обычно она включает в себя следующие составляющие: улучшить состояние тела, улучшить положение (позу) тела, установить контакт. Для отдельных детей установка может быть дополнена: добиться разрешения прикасаться к себе, обеспечить спокойное отношение к прикосновениям.

Успешность базальной стимуляции определятся соблюдением определенных условий:

  • определение актуального уровня потребностей ребенка;
  • комфорт (ребенок не должен испытывать голод, жажду, боль и дру-

гие неприятные ощущения);

  • ненасилие (если он не хочет работать, его не заставляют);
  • позитивное подкрепление (следует выяснить, стимуляция каких зон

ребенку нравится больше всего);

  • обеспечение восприятия материалов различными частями тела (ноги,

руки, щеки, спина и т.д.);

  • максимальное использование ситуаций ухода, стимуляция с помо-

щью теплой воды, крема, предметов туалета и одежды;

  • стремление к ситуации первичной самостимуляции (рука рукой, нога

ногой, лицо рукой и т.д.);

  • использование частей тела ребенка для выполнения целенаправлен-

ных действий (поглаживание ребенка его рукой, смазывание кремом

при помощи его руки и т.д.).

Пример. Молодая учительница рассказывает о начале своей профессиональной деятельности в новой школе. На второй день работы ей выдали картонную коробку с различными щетками и сказали, что сейчас она должна полчаса заниматься базальной стимуляцией с Катрин. Катрин

– девочка с очень тяжелой формой ограничения, она обычно присутствует на уроке, но не проявляет практически никакого интереса к тому, что там происходит. Молодая учительница 30 мин прикасалась к ладоням девочки разными щетками. Девочка воспринимала эти действия спокойно, но при этом не демонстрировала никакой реакции. После этого учительница задалась вопросом, а имеют ли данные действия вообще какой-либо смысл, и можно ли их проводить так, чтобы у ребенка возник интерес к данному процессу. По прошествии определенного времени учительница во время этого упражнения начала мыть руки девочки в миске с теплой водой, используя жидкое мыло, мочалку, щетку для ногтей и губку. Через 2 недели Катрин впервые улыбнулась, когда ее руки опустили в воду, и с этого времени ей, похоже, нравится принимать ванны для рук, и она начинает все внимательней следить за происходящим.

Базальная стимуляция в определенной мере является средством профилактики таких состояний, как аутостимуляция, стереотипия и аутоагрессия.

С ее помощью, по мнению А. Фрелиха, в определенной мере можно устранять причины, приводящие к перечисленным специфическим состояниям, а именно преодолевать некоторые неблагоприятные явления, например: сильную сенсорную депривацию, неспособность осмысливать и соотносить полученные от раздражений впечатления, а также эмоционально их выражать.

Базальная стимуляция – это взаимные предложения, наблюдение, реагирование и ни в коем случае не одностороннее «лечение». Это – взаимодействие, игра между двумя людьми, которая содержит все базовые элементы коммуникации и интеракции.

свернуть