Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Крупского района
Оказание ранней комплексной помощи
детям от 0 до 3 лет
"Тревожные звоночки" в развитии ребенка:
Чем мы можем помочь?
В рамках ранней комплексной помощи работают несколько специалистов:
Основные направления развития:
Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.
Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Сенсорный опыт детей - основа познавательного развития. Поэтому для ребенка до трех лет крайне необходимы:
Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» и др. (преобладающих в настоящее время на рынке).
При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:
То есть, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, то чем старше становится ребенок, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.
Многие родители уже поняли, как важно развивать движения пальцев рук. 2-3-летки любят занять свои пальчики, особенно на отдыхе и в дороге. Создать игровую обстановку можно и на диване, и на скамейке в парке. Уютно устроившись с малышом на руках, приступайте к игре. Сначала нежно погладьте, помассируйте каждый пальчик и ладошку крохи, ласково приговаривая: «Вот какие красивые пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, средний. А А вот ладошка: теплая, мягкая...» Повторите все со второй ручкой. Затем попросите ребенка сжать кулачки и скажите: «Ох, какие крепкие пальчики! Попробую их разжать!» Обычно дети изо всех сил сопротивляются этому. А взрослый, изображая усилие, старается высвободить по очереди каждый пальчик и снова говорит: «Вот так силач большой пальчик! И указательный, и средний... Никак не могу разжать твой кулачок!» Кроха будет в восторге. Затем поменяйтесь ролями: пусть сын или дочь попробуют освободить пальцы из маминого кулачка. Победа порадует малыша. Такие тренировки помогут крохе не только укрепить пальчики, но и запомнить их имена.
Новая игра — «Освободи пальчики». Покажите ребенку свои сжатые в кулак пальцы и скажите: „Никак не могу разжать кулачок! Давай попробуем освободить пальцы по очереди. Сначала — большой, теперь — мизинчик, указательный, безымянный, средний". Можно дать им и такие имена: Большак, Указка, Середняк, Сиротинка, Крошка-непоседа. Вспомните игру «Пять братьев». Держа за ручку ребенка, перебирайте его пальчики, приговаривая:
„Идут четыре братца - Указка, Середка, Сиротка и Крошка.
Навстречу старшему — Большаку.
(Легкий щелчок пальцами в середину раскрытых ладошек малыша.). Если занятия проводить регулярно, ребенок научится сам конструировать не только колечки, но и условные фигурки курочки, петушка, собачки, козы, зайчика. А вы лишь показываете образец на своих пальцах. Попутно озвучьте все эти действия:
„Колечки, колечки, нашли возле речки. Раз колечко, два колечка, ,три колечка…"
„Это — пес Барбос. У него черный нос. Он лает, дом охраняет".
„Коза-дереза, коза-егоза. У козы — рога, забодают чужака!"
„Зайка, зайка, покажи ушки! Ушки на макушке. Вот какие ушки!"
Пальчиковые игры можно сопровождать чтением книжек. Незамысловатый сюжет и знакомые персонажи можно изобразить с помощью пальчиков. Сборники пальчиковых игр вы найдете в книжных магазинах. А упражнения по развитию мелкой моторики — в журналах для детей.